При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой человек на машине и т.д.). Для детей постарше – разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: «А как ты поступишь, если...». То есть следует использовать различные формы обучения, устанавливать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по мере взросления ребенка – пересматривать и обновлять их.
- Для детей в возрасте 4–8 лет также подходит обучение на уровне рефлексов: нападают – бью, кричу, убегаю; красный свет – стою; незнакомый человек – молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец гладит, предлагает конфету – рассказываю маме, папе и т.д.
- Работу с 10–14 летними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (к примеру, знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). При этом всегда помнить, что переходить на следующий этап можно только после того, как усвоены предыдущие установленные правила.
При этом нужно не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы самостоятельно применять навыки безопасности и оценивать ее меру; тренировать в овладении каждым навыком под наблюдением взрослых; мотивировать использовать полученные знания на практике.
Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего вокруг (например, криминальная хроника, чрезвычайное происшествие). Да и самим мамам и папам нужно ограничивать свое стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих кругом маленьких мальчиков и девочек.
Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Ибо отсутствие у ребенка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает его уровень риска. Благодаря контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют несовершеннолетнего, и, решая с ним его проблемы, помочь ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Следует, не перебивая, очень внимательно слушать подростка, когда он рассказывает о прожитом дне. И не только слушать, но и анализировать все сказанное им, интересоваться книгами, которые он читает, вместе смотреть с ним фильмы, «бродить» по Интернету и играть в компьютерные игры. Необходимо также совместно с несовершеннолетним решать не только его проблемы, но и свои, рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находили ответы на возникшие вопросы.
В ситуациях, когда есть жизненная необходимость научить ребенка правилам безопасности, важно самим выполнять их:
- Не переходить дорогу в неположенном месте;
- Не открывать дверь, не узнав, кто за ней стоит;
- Не трогать чужих животных без разрешения хозяев, не трогать бездомных животных;
- Не пробовать на вкус незнакомые продукты, не убедившись в их безопасности и т.д.
Некоторые ситуации лучше оговорить заранее. Например, условиться встретиться в определенном месте на случай, если ребёнок потеряется в людном месте; как правильно вести себя на водоёмах и т.п.
При обучении ребёнка правилам поведения в случае преступного посягательства на него со стороны взрослых, важно не запугать ребёнка страшными историями из жизни, поскольку это может травмировать его и привести к панике ребёнка при контакте с любыми взрослыми.
Поэтому цель «безопасного» воспитания в этой сфере, во-первых, внушить подростку уверенность в своих возможностях, в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развить такое качество, как готовность доверять интуиции и слушать свой внутренний голос.
С другой стороны, не следует формировать у детей завышенное мнение о своих способностях (например, физических), так как это может привести к серьезным бедам.
Поэтому необходимо установить (особенно для младших школьников) следующие правила:
• обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговоренному кругу лиц;
• доверять внутреннему «сигналу тревоги» и применять доступные способы самозащиты, а в случае опасности – кричать, бежать и рассказывать;
• уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чем-либо;
• отказываться от любых подарков со стороны незнакомых (малознакомых) людей до получения разрешения родителей и сообщать о подобных предложениях взрослым;
• рассказывать родителям в особенности те тайны или секреты, которые относятся к плохим прикосновениям (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение ребенка трогать различные части тела взрослого или целовать его и т.д.);
• во время прогулки постоянно держаться друзей, никуда одному не уходить;
• избегать заброшенных мест (пустырей, брошенных домов, строительных площадок) и стремиться не срезать дорогу в малознакомой местности.
Разъясняя своему подростку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:
• доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с ней;
• ходить по улицам уверенно, обращая внимание на все, что происходит вокруг;
• не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или иное ценное имущество;
• не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.
Вместе с тем бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность. Поэтому каждый родитель должен хорошо знать, как и о чем говорить с детьми разного возраста, быть способным в любое время суток завести разговор с ребенком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.