Единый день безопасности дорожного движения 30.10.2020
«Пешеходный переход-место встречи вежливых людей!»
В последнее время на территории Минского района участились ДТП с участием пешеходов. Причем в основном ДТП происходят в темное время суток, а большая часть пострадавших и погибших пешеходов находились на проезжей части дороги в состоянии опьянения и без световозвращающих элементов, что является прямой угрозой безопасности дорожного движения!
За 9 месяцев текущего года в Минском районе произошло 29 ДТП с участием пешеходов, в которых погибли 7 человек и 23 получил травмы различной степени тяжести. В 70-80% случаев во всех ДТП с их участием виновны именно сами пешеходы.
14 октября около 19.10 на автодороге Р-23 «Минск-Микашевичи» вблизи д. Самохваловичи Минского района 48-летний водитель, управляя автомобилем «Опель Зафира», двигаясь в направлении г.Слуцка, совершил наезд на пересекавшего проезжую часть вне пешеходного перехода 46-летнего мужчину. В результате ДТП пешеход от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия.
19 октября около 21.30 часов на 31 км автодороги Р-28 Минск - Молодечно – Нарочь территории Минского района водитель 1974 г.р., управляя автомобилем «Мерседес Бенц», вблизи д. Щербины, совершил наезд на пешехода 1960 г.р., который находился на проезжей части дороги. В результате ДТП пешеход от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия. Известно, что погибший не был обозначен световозвращающими элементами.
25 октября около 19.20 на 365 км автодороги М-1 Брест-Минск-гр.РФ на территории Минского района, водитель 1994 г.р., управляя автомобилем «Альфа Ромео», совершил наезд на женщину, 1986 г.р., которая в состоянии алкогольного опьянения перебегала проезжую часть дороги. Пешеход с многочисленными травмами госпитализирована.
Нарушения ПДД пешеходами часто концентрируются в определенных местах: возле остановочных пунктов, рынков, торговых центров, поликлиник, в местах, где идет ремонт дороги. Несмотря на достаточное количество пешеходных переходов, люди все равно перебегают проезжую часть, заставляя водителей транспортных средств притормаживать. Да и сами водители периодически паркуются на одной стороне дороги, а потом переходят на другую по проезжей части.
Всем пешим участникам дорожного движения необходимо помнить, что Правила обязывают их двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, и только при их отсутствии – по обочине. Если движение по обочине не представляется возможным, разрешается идти по краю проезжей части и только навстречу движущемуся транспорту.
Указанные участники дорожного движения не должны забывать в обязательном порядке обозначать себя световозвращающими элементами в темное время суток. При этом важно, чтобы фликер находился спереди, если это нарукавная повязка, то надо надевать её на правую руку, а лучший вариант – это две повязки на обоих рукавах.
В целях предупреждения ДТП с участием пешеходов, а также профилактики ДТП на пешеходных переходах 30 октября 2020 года Госавтоинспекция УВД Минского райисполкома проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом: «Пешеходный переход – место встречи вежливых людей!».
Пешеходный переход - является опасным местом. Опасность может усугубляться ограниченным обзором, скоплением пешеходов, среди которых один окажется нетерпеливым. При приближении к пешеходному переходу водителям транспортных средств нужно до минимума снизить скорость и, избегая выезда на него, при больших скоплениях людей дать им возможность покинуть проезжую часть.
В больших населенных пунктах проблемой остаются наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, здесь усматривается и личная беспечность пешеходов.
Что же касается обязанностей водителя – при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом остановилось, стоит или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу.
Не выполнение требований Правил водителями транспортных средств в части проезда нерегулируемых пешеходных переходов и предоставления преимущества в движении пешеходам также зачастую приводит к ДТП.
Пешеход обязан действовать на дороге предельно осмотрительно. Несмотря на то, что на пешеходном переходе он имеет преимущество перед транспортными средствами, необходимо убедиться в безопасности выхода на проезжую часть дороги.
Особую опасность на проезжей части или вблизи нее создают пьяные пешеходы. Они ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Поведение пьяного невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности. Имеют место случаи, когда нетрезвые пешеходы выбирают для своего отдыха проезжую часть. К счастью, есть неравнодушные участники дорожного движения, которые сообщают в органы внутренних дел о таких фактах:
Согласно ст. 18.23 ч.2 КоАП Республики Беларусь, административное взыскание в виде штрафа за нахождение на проезжей части в нетрезвом состоянии в качестве пешехода или велосипедиста составляет от 3 до 5 БВ.
Госавтоинспекция обращается ко всем участникам дорожного движения: если вы видите вблизи проезжей части пешехода (велосипедиста) находящегося с характерными признаками опьянения, явно представляющего опасность для движения, просим вас незамедлительно сообщить в дежурную часть ГАИ Минской области на телефонную линию 102.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ
Тема детского дорожно-транспортного травматизма практически не разработана в юриспруденции. А имеющиеся наработки как теоретического, так и практического плана зачастую носят разрозненный характер. В статье рассматриваются результаты эксперимента, который проверил уровень знаний учащимися Правил дорожного движения.
Динамическая дорожная ситуация представляет собой источник повышенной опасности и требует изменения существующего состояния. Современные статистические данные свидетельствуют об устрашающих факторах повышения детского дорожно-транспортного травматизма, несмотря на провозглашаемые лозунги об ответственности взрослых и повышении их культуры безопасности на дорогах.
Актуальность проблемы травматизма в Республике Беларусь определяется аспектами оказания экстренной и специализированной медицинской помощи, а также и его последствиями (инвалидностью и смертностью), имеющими социальное, политическое и экономическое значение. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия XXI века, поэтому очень важно обучение детей правильному поведению на улице, с учётом их психологических и физиологических особенностей.
Дети являются самой чувствительной категорией участников дорожного движения. Опыт ребенка в этом случае недопустим, поэтому так важно обратить пристальное внимание проблеме обучения несовершеннолетних поведению на улице. Из-за того, что детский организм находится в состоянии становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы, дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.
На сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь размещена статья А.Н. Шикова «Профилактика детского травматизма в Республике Беларусь», в которой автор описывает физиологические и психологические особенности, объясняющие, почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия. Мы позволили себе, взяв за основу указанную работу, расширить этот перечень и объяснить некоторые из особенностей более подробно:
1. Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и так же быстро их забывают, поэтому Правила следует периодически «освежать в памяти» ребенка в доступной и интересной для него форме.
2. Зачастую взрослые (в первую очередь, родители, воспринимаемые ребенком как образец поведения) нарушают правила дорожного движения и, соответственно, показывают детям неправильный образец поведения. Есть замечательная английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ребенок рождается, и ему предстоит многому научиться. Задача взрослого – научить своим примером, так как наглядные уроки - самые эффективные. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он будет теоретически подготовлен к этому. В дошкольном возрасте он находится на дороге в сопровождении взрослых: родителей, воспитателей, родственников. Когда ребенок становится школьником, его безопасность в большей степени определяется тем уровнем подготовленности к самостоятельному движению по улицам и дорогам, которого он достиг в семье. Надежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами-предостережениями «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, – могут создать у него привычки.
3. У детей, особенно у мальчиков, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности.
4. Сектор обзора периферийного зрения у детей на 15-20 % уже, чем у взрослого человека. Когда ребенок смотрит вперед, машины справа и слева остаются для него невидимыми.
5. Ребенок намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходима четверть секунды, а ребенку - 4 секунды. Более того, в силу своего возраста дети, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель, тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающийся издалека транспорт и правильно оценить дорожную ситуацию.
6. Маленький рост ребенка. По этой причине водителю сложнее заметить маленького пешехода. Из-за коротких шагов ребенок пребывает более длительное, по сравнению со взрослым пешеходом, время в зоне риска. Центр тяжести у ребенка расположен выше, поэтому во время бега ему сложно остановиться, но проще потерять равновесие и упасть.
7. Ребенок с опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию. Это обстоятельство объясняется тем, что у детей дошкольного и школьного возраста другие особенности слуха, чем у взрослого человека. Ребенка зачастую сложно быстро определить, откуда слышится звук. Он реагируют только на те звуки, которые ему интересны. Услышав сигнал автомобиля, дети могут сделать роковой шаг навстречу опасности.
8. Мозг ребенка не в состоянии сосредотачиваться на многом количестве объектов одновременно, и чаще его внимание устремлено на более интересный для него объект. Кроме того, в силу возрастных особенностей дети не могут быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
9. Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов.
К перечисленному выше следует добавить еще и ряд объективных обстоятельств, не зависящих от самого ребенка, но создающих вероятность помешать движению, ухудшить слух, затруднить повороты головы при осмотре проезжей части дороги, например: плохая видимость, недостаточное освещение, неудобная одежда детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), прослушивание музыки через наушники.
Как известно, одной из причин детского дорожно-транспортного травматизма является недостаточный уровень знаний школьников в области правил дорожного движения. Мы решили проверить уровень знаний правил дорожного движения учащихся в двух школах города Гродно.
В ходе эксперимента школьникам была проведена беседа (мы сознательно употребляем слово «беседа», желая подчеркнуть создание в первую очередь непринужденной обстановки; ее проводили студенты, т.е. вчерашние школьники), показана презентация с наглядными картинками, объясняющими назначение знаков дорожного движения.
Нами был проведен интегрированный урок «Тормозной и остановочный путь автомобиля», на котором учащиеся узнали:
1. Для остановки транспорта требуется время и пространство. Автомобиль остановится после того, как пройдет определенное расстояние - сначала за время реакции водителя, потом за время срабатывания тормозов, затем автомобиль пройдет еще путь замедления и торможения и только после всего этого остановится.
2. Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то тормозной путь увеличится в четыре раза, а время торможения – в два раза.
3. Чем больше масса транспортного средства, тем время торможения и тормозной путь больше, т.е. тем труднее изменить скорость автомобиля.
4. Время и расстояние на одном и том же участке дороги у одного и того же автомобиля неодинаковы и зависят от следующего: погодных условий, скорости движения автомобиля, времени реакции водителя, расстояния от пешехода до приближающегося автомобиля. Кроме того, тяжелой автомашине остановиться сложнее. Так, при скорости 60 км/ч на сухом асфальте остановочный путь автомобиля составляет почти 37 м, а на мокром около 60 м, на обледенелой – 155 м; что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (дождь, туман, сумерки и т.п.) скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле.
Решая задачи (условия в приложении), учащиеся узнали, что:
1. Так как время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0.8 с, то автобус, движущийся со скоростью 54 км/ч, пройдет за это время 12 м.
2. Если пассажир движущегося автобуса отвлек разговором внимание водителя на 5 секунд, то автобус, если его скорость была 60 км/ч, пройдет за это время 83 м.
3. Если на расстоянии 4 метров от водителя на дорогу неожиданно выбежал пешеход, а скорость машины будет 36 км/ч, и время реакции водителя составит 1 секунду, то водитель не успеет остановиться.
4. Если мяч выкатился на дорогу, и, чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд, то автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проедет 118 м.
Ответы на задачи заставили учащихся задуматься над тем, что следует быть более внимательными при переходе проезжей части дороги, ведь, как оказалось, время, за которое они рассчитывали пересечь дорогу перед движущимся транспортом, в действительности оказывается недостаточным.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
• Выходя на проезжую часть, прекращайте все разговоры, особенно по мобильному телефону: малыш должен привыкнуть, что дорога требует предельной концентрации внимания.
• Никогда не переходите дорогу на запрещающий сигнал светофора. Если ребенок сделает это вместе с вами, значит, он поступит так и без вас.
• Переходите дорогу только на пешеходных переходах или на перекрестках, по линии тротуаров. Если вы приучите ребенка переходить дорогу, где придется, никто не будет в силах его переучить.
• Всегда выходите первыми (впереди ребенка) из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси. В противном случае ваш малыш может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
• Привлекайте внимание ребенка к обстановке на дороге: показывайте ему машины, которых надо остерегаться (готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.).
• Обращайте внимание ребенка на дорожные знаки и разметку. Одна прогулка — один знак. Предложите ему игру: кто насчитает больше знаков, разрешающих переход.
• Маленького ребенка нужно крепко держать за руку и быть готовым удержать его при попытке вырваться (это типичная причина несчастных случаев).
• Разработайте вместе с ребенком самый безопасный маршрут от дома до детского сада или школы.
• При покупке ребенку велосипеда или мопеда заранее проинструктируйте его о правилах поведения на дороге. Подробно разъясните, каковы его обязанности как водителя, где, как и в каком возрасте он может двигаться по проезжей части. Не забывайте о вело- и мотошлеме, других средствах защиты, которые призваны смягчить удар при возможном столкновении или падении.
• Научите ребенка организовывать свое время так, чтобы не надо было никуда спешить. Именно тот, кто спешит, чаще рискует.
ГАИ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРЕДПРИЯТИЕ ADRIVE РАЗРАБОТАЛИ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДЕТСКУЮ ИГРУ "ДОРОЖНЫЙ СЛЕДОПЫТ"
Игра разработана в целях профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних. Она поможет инициировать изучение ПДД учащимися школ на основе задач, составленных при помощи фотоматериала, отснятого в каждом районе Минской области. В игре также содержатся вопросы по географии и истории родного края.